Содержание:
Как только появились первые прикладные решения CRM, они стали наиболее стремительно растущим сегментом рынка корпоративного программного обеспечения. Пандемия COVID-19 увеличила продажи софта. За пятилетие задачи специализированного ПО расширились. Раньше сервисы в основном использовали для взаимодействия с клиентурой, сейчас – для оптимизации всех бизнес-процессов, включая работу HR-департаментов.
Чтобы автоматизировать деятельность службы управления персоналом, внедряются HRM-системы (Human Resource Management, или HRIS). Благодаря «умным» технологиям можно быстро подбирать и нанимать сотрудников. Экономится время рекрутеров, сокращаются расходы компаний – неслучайно CRM-системы стали технологическим трендом 2022 года. Если ваши эйчары еще не используют автоматизированные сервисы, пора изучать актуальный софт.
Найти идеальный продукт на обширном рынке IT-решений непросто: ПО отличается функционалом, интерфейсом, решает разные задачи. Как подобрать лучшую программу для фирмы и не переплатить, рассказали эксперты кадрового агентства Talent Store.

Цифровая эволюция в рекрутменте
Не так давно поиск сотрудников в интернете ограничивался изучением популярных job-сайтов. Современные кадровые агентства, службы подбора персонала компании создают поток кандидатов с помощью контекстной рекламы, таргета в социальных сетях и других каналов привлечения соискателей. Для систематизации полученных данных применяют инструменты digital-маркетинга.
Excel
Программа позволяет настраивать макросы, использовать функцию автоматического заполнения ячеек, загружать средства анализа. С помощью Excel специалист по подбору персонала сможет:
- планировать найм сотрудников;
- создавать воронки;
- строить дашборды.
Часто приходится конвертировать Excel в Google Таблицы. Цифровой HR-инструмент требует больших временных и трудовых затрат, а также знаний функционала, которые есть не у каждого HR-менеджера.
Веб-сервисы
Для автоматизации рутинных рекрутинговых процессов адаптируются программы с интуитивно понятным интерфейсом. Так, с помощью наглядного приложения Trello эйчары выводят задачи на доске, настраивают воронку и управляют проектом подбора сотрудников. HRM-сервис позволяет держать в поле зрения процесс найма и не потерять кандидата. К таск-трекеру можно подключить заказчика и напрямую коммуницировать.
Создание HRM-системы с нуля
Разработать собственный программный продукт – привлекательная задача, но трудоемкий IT-процесс редко окупается. Готовое ПО намного дешевле. Рынок предлагает сервисы, которые закрывают потребности HR-менеджмента (HRM). Когда имеет смысл создать свою платформу:
- поставлена специфическая цель, для достижения которой трудно подобрать коробочное решение;
- набор задач небольшой, полнофункциональные HRM-системы являются избыточными.
Для создания CRM для HR с нуля понадобится время, весомый бюджет и эффективный отдел разработки ПО.
Внедрение облачной программы
Важное достоинство готовых решений – возможность внедрения продукта на предприятие в течение двух-трех дней. Крупнейшие системы управления человеческим капиталом постоянно модернизируются, разработчики дорабатывают программы с учетом отзывов пользователей.
Появляются дополнительные функции HRM. Расширение возможностей корпоративного софта позволит фирме любого размера подобрать расчетную или учетную HRM -систему, другие пакеты под потребности бизнеса.
Кому нужен облачный сервис?
Главный критерий выбора digital-инструмента для эйчара – не масштаб организации, а объем подбора. Фирма ежемесячно открывает не более двух вакансий, кадровый состав стабилен – достаточно Trello или традиционной Excel. Приходится закрывать больше шести вакансий в месяц – рекомендуются облачные системы CRM для HR.
Сервисы упрощают повседневную работу специалиста по подбору персонала, ведь не нужно выискивать нужные сведения среди писем, таблиц. Порой одно нажатие на кнопку мыши заменяет множество повторяющихся манипуляций.
Автоматизация экономит время эйчаров и финансы бизнес-организации. Срок окупаемости CRM-системы составит всего 30 месяцев, если HR-менеджер от 30% до 50% рабочего времени потратит на точечный подбор. При масс-рекрутинге оправданы вложения в такое дорогостоящее программное обеспечение, как САП.
Насколько эффективной окажется внедренная HRM и как быстро окупится, зависит от вдумчивого подбора продукта. ПО должно отвечать главным бизнес-задачам и не иметь избытка опций – оплаченных, но ненужных.
Критерии выбора
Благодаря многообразию IT-решений на рынке СРМ для HR можно выбрать прикладные программы согласно запросам компании. ПО затачивается на точечный или массовый рекрутинг, решает задачи менеджеров по подбору персонала, автоматизирует другие процессы управления кадрами, например, адаптационные.
При выборе софта следует учесть:
- размер организации и объем подбора;
- что преобладает – штучный отбор или масс-рекрутинг;
- какие бизнес-процессы автоматизируются;
- особенности пользовательского интерфейса;
- сколько денег планируется потратить на внедрение HRM.
Финансовые возможности компании не на первом месте – на рынке много готовых программ, среди которых пользователь подберет оптимальный облачный сервис. Выбор опций широкий, реально уложиться в имеющийся бюджет. Разумеется, запросы маленькой IT-компании и крупного торгового центра разнятся, соответственно, понадобятся неодинаковые решения.
Наиболее существенный фактор при выборе HRM системы – организация и объем подбора, считают в кадровом агентстве Talent Store. Когда постоянно подбираются сотрудники на массовые позиции, важнейшими инструментами эйчара становятся воронка найма и HR-аналитика.
При «охоте за головами» важнейшие задачи HRM: как создать базу штучных кандидатов, вести соискателя (начиная с получения заявки и заканчивая продающим оффером), упростить адаптацию новичка.
Интерфейс должен быть понятным на уровне интуиции, чтобы рекрутинговой системой было легко и удобно пользоваться. Чем труднее и дольше осваиваются функции программы, тем менее эффективно автоматизация внедряется на предприятие. В итоге специалисты компании начнут поиск несложной платформы или вновь откроют таблицы Excel.
На первом этапе внедрения СРМ-системы в HR важно изучить деятельность фирмы, кадровую политику, стадии масштабирования бизнеса. Полученные сведения помогут провести полноценный анализ HRM-систем и подобрать продукт, идеально подходящий организации. Продемонстрируем, как по-разному достигается цель HRM – автоматизация рекрутинговых процессов – с помощью тех или иных сервисов.
Примеры HRM-систем
Мы изучили характеристики программных продуктов и составили список HRM-систем для оптимизации рутинной работы рекрутеров:
- E-Staff;
- Хантфлоу;
- HURMA.
Перед нами не стояла задача сделать полномасштабный обзор HRM. Акцентируем внимание на важных опциях популярных онлайн-сервисов. Зарубежные и российские HRM-системы, с которыми приходилось взаимодействовать, в целом схожи, не считая функционала и визуализации. Каждый разработчик по-своему представляет интерфейс, который удобен для пользователя.
E-Staff
Входит в число наиболее популярных цифровых HR-платформ. CRM-системы для HR менеджера рекомендуются большим организациям со штатом более 500 сотрудников. E-Staff – комплексное решение для эйчаров, позволяющее систематизировать большой объем информации. Можно проводить массовый рекрутинг, настраивать автоподбор, фильтровать отклики соискателей.
Софт отличается не возможностью точечной проработки штучного кандидата и взаимодействия с ним, а мощной аналитикой. Если рекрутер постоянно работает с десятками каналов привлечения соискателей, сотнями резюме, E-Staff поможет оценить эффективность источников.
Раньше сервис казался пользователям сложным. Разработчики сделали интерфейс проще и понятнее, большинство процессов автоматизировано. Функциональные возможности и демократичные цены делают софт хорошим решением для больших HR-департаментов.

Хантфлоу
Достоинство HRM-программы – интерфейс, который легко освоить, поскольку он напоминает социальную сеть. Система помогает проводить точечный подбор – оптимальный выбор для среднего предприятия. Например, IT-компании, в которой эйчары заинтересованы в детальной проработке кадров. Кроме того, онлайн-сервис используется в масс-рекрутинге.
Программный продукт отличается полезными опциями для подбора персонала. А вот для автоматизации других HR-процессов, таких как адаптация, развитие, понадобятся другие платформы.
Не выходя из рекрутинговой системы, эйчар сможет взаимодействовать с заказчиком, соискателем в мессенджерах, вести воронку. При точечном подборе кандидатов Хантфлоу позволяет высвободить временной ресурс. В этом главный плюс программы, чего не скажешь об HR-аналитике.
Данные, полученные с помощью онлайн-сервиса, бывают неточными, нуждаются в перепроверке. Разработчики собираются модернизировать ПО – есть надежда, что ошибки будут исправлены.

HURMA
По сравнению с гигантами ИТ-рынка HURMA – «бутиковый» сервис, гибкая программа, которую можно подогнать под свои запросы. Главное достоинство CRM для HR-отдела – она позволяет детально проработать соискателя и автоматизировать процесс адаптации новичков.

Как не ошибиться при выборе?
Чтобы правильно подобрать ПО, рекомендуется изучить концепцию HRM, демонстрационные версии готовых решений. Прежде всего, учитывайте свои запросы, а не отзывы и советы других пользователей. Часто разработчики предоставляют бесплатные пробные версии. Хотя функционал и время использования пакетов ограничены, они наглядно демонстрируют, как работает софт.
Принимать окончательное решение о внедрении CRM системы для HR необходимо с учетом функционала платформы, задач и бизнес-процессов организации. Тогда вы будете использовать все возможности софта, а значит, в разы повысите эффективность рекрутинга.